Интервью с преподавательницей школы «Сократ»

Сегодня мы поговорили с Ириной Милорадовой, которая преподаёт в школе «Сократ» и учит детей английскому языку. Узнали немного больше об обучающем процессе в частной школе, поговорили о её подходе и выяснили, что для неё значит быть хорошим учителем.

— Ирина, давайте начнем с главного. Расскажите, почему вы выбрали профессию педагога? Что для вас значит учить детей?

— Педагогика — это та область, в которой я могу реализовать многие свои навыки, потому что для меня обучение детей — это не просто передача информации, а также и обмен эмоциями, и творческое взаимодействие, и взаимодействие с детьми, как с самостоятельными личностями.

— Какой предмет вы преподаете?

— Английский язык.

— Почему именно его? Это осознанный выбор? Может, были ещё какие-то варианты?

— Я сама учу язык с 11 лет. Это был один из моих любимых предметов в школе и он легко мне давался, не в последнюю очередь из-за того, что я учила язык также в языковой школе «Сократе». Таким образом, за все эти годы английский стал почти родным языком, чья история и звучание мне всегда нравились. Помимо английского я достаточно хорошо знаю испанский язык, но работа с английским даётся гораздо легче из-за срока его изучения.
— Сколько лет вашим ученикам?

— Сейчас я веду группы детей в среднем от 9 до 13 лет.

— Если я правильно понимаю, то вы ведёте сразу несколько групп?

— На данный момент я веду занятия у детей младшего возраста, 8−9 лет, так как моя педагогическая деятельность в «Сократе» только началась. Однако вскоре я также начну вести занятия у детей и старшего возраста.
— Тогда вы, наверное, хорошо помните свой первый урок. Расскажите, какой он был? Вы сильно волновались?

— Первый урок я проводила у детей младшего возраста, замещая их преподавательницу. Волнение присутствовало, но оно не было сильным. У меня уже был опыт работы с маленькими детьми в качестве репетитора, и в своей компетенции я была уверена. Волнение было скорее связано с тем, чтобы выстроить коммуникацию с детьми, которые уже привыкли к другому преподавателю. Ещё сложность заключалась в работе с несколькими детьми одновременно, а не индивидуально. Но, думаю, я справилась с задачей, в чем помог и собственный опыт обучения языку, и теоретические знания в методике преподавания.

— У вас есть какие-то секреты или методики по тому, как найти общий язык с детьми?

— Главное — это относиться к детям как к самостоятельным людям со своими взглядами и интересами. Мне кажется важным именно заинтересовать детей изучать язык, для чего я старалась внедрять в занятия игровой интерактив, устный обмен мнениями и элементы культуры языка, которые могут быть интересны детям.

— Что вы можете сказать о современных учениках? Какие они? С ними легко находить общую «волну»? Может быть, они более любознательные, чем, как вам кажется, были дети раньше? Более эмпатичные или менее усидчивые?

— Могу предположить, что сейчас дети раньше взрослеют, и к ним необходим другой подход. Они многим интересуются, у них рано формируется собственное мнение об окружающем мире. У многих современных детей, думаю, отсутствует мотивация учить язык, они чаще задают вопрос: «зачем мне его знать?» В таком случае, найти общую волну сложно, поэтому здесь очень важно заинтересовать разными аспектами языка, помимо банальной грамматики и «зубрёжки».

— Хорошо, немного отойдем от учеников и вернёмся к вам и к вашему пути. Вы выпускница языковой школы «Сократ», где сейчас и преподаете. Как так получилось, что вы стали учиться именно в школе «Сократ»?

—История достаточно простая. Когда перед родителями встал вопрос, куда отправлять ребёнка изучать язык, они выбирали между несколькими вариантами, но выбор пал именно на школу «Сократ». Привлек, вероятно, необычный метод преподавания и небольшая численность учеников в каждой группе, так как это способствовало лучшему усвоению материала.

— В чем, по-вашему, главное отличие частной школы от государственной?

Думаю, отличий достаточно много. В государственной школе больше нацелены на выполнение плана, бездумное заучивание и результат, там достаточно редко обращают внимание на заинтересованность детей в предмете и зачастую используют старые методики и материалы, не беря во внимание особенности детей того или иного поколения. В частных школах можно выстраивать индивидуальный план и применять новые интересные методики. Часто царит более творческая атмосфера и имеется поле для самореализации.

— Можете ли вы сказать, что оценки — это не главное?

Оценки — это просто индикатор того, насколько хорошо материал усвоен и требуется ли дополнительная работа для них, это краткое сообщение от учителя ученику. Оценкам часто придают очень много значения, поэтому для каждого человека оценки — это нечто индивидуальное: либо важно, либо не очень.

— Какие отношения у одноклассников выстраиваются в «Сократе»?

На мой взгляд, отношения выстраиваются как у всех других детей: у них есть что-то общее, кто-то хорошо общается и становится друзьями, кто-то воспринимает одноклассников как знакомых из школы. Все индивидуально. Правда сейчас мне есть с чем сравнить, поэтому я бы сказала, что в школе Сократ более дружелюбная и семейная обстановка. Это замечают практически все дети, которые раньше учились в государственной школе. Их первые дни пребывания в школе очень заметны, нам педагогам, так как они ведут себя осторожнее, по сравнению с детьми, которые с самого начали учились у нас. Но потом через некоторое время они становятся более открытыми и к нам, к педагогам, и к своим одноклассникам.
— А у вас есть среди детей любимчики или, наоборот, те, с которыми очень сложно?

— Любимчиков нет. В каждой группе есть дети, с которыми легче работать, потому что они охотнее идут на контакт, им интересен предмет и ваши интересы помимо изучения языка пересекаются. Есть те, кто напротив не горит желанием учиться и общаться. Это всего лишь делает работу легче или сложнее.
— Сложно привить ребёнку любовь к самому процессу обучения? Или сложно только найти подход?

— И то, и то. Если ребенок изначально приходит с пониманием, что ему по каким-то причинам интересен язык и ему хочется его знать, то привить любовь и найти подход несложно. Если ребенок не уверен в своём желании, то мы ищем нужный нам с ним язык общения. Могу сказать, что дети, которые учатся у нас, понимают, что школа направлена на углубленное изучение языков. Английский в школе — это первый язык, второй на выбор: испанский или китайский.

— У вас есть человек или люди, которых вы считаете своими наставниками или учителями? Может быть, вас вдохновил кто-нибудь из «Сократа», дал вам полезные советы, поделился своими навыками?

— Я бы сказала, что мой подход к преподаванию и отношение к языку в частности сформировали преподаватели из моего университета. У многих из них был очень необычный подход, на который хотелось бы равняться. Но фундамент языка мне был заложен в языковой школе «Сократ», в которой я проучилась 9 лет и сдала при школе международный сертификат. За время обучения в «Сократе» я успела поработать с некоторыми замечательными преподавателями, среди которых особенно запомнилась Кристина Сергеевна и наши с ней совместные занятия. И, конечно же, большую поддержку я получила от директора школы Ирины Вячеславовны.

— Кроме вашего основного предмета чему ещё вы учите ваших ребят? Может быть, как грамотно распределять свое время или как правильно относиться друг к другу?

— Так как по образованию помимо лингвиста я культуролог, то я считаю, что важно вносить в уроки культурные аспекты языка, как элементы массовой культуры (фильмы, музыка, книги), так и национальные (традиции, верования, история). Я считаю, что невозможно понять изучаемый язык без знания контекстов его развития и функционирования.

— Да, традиции, верования и история — это важно и даёт нам полную картину.
Теперь представим ситуацию: вы вдруг понимаете, что у вас нет ни сил, ни желания проводить урок. Вы устали, не выспались, вам с утра испортили настроение. Что в таком случае даст вам нужный заряд, как учителю?

— Важно разделять личное и рабочее пространства. Если вносить неурядицы из личной жизни в рабочее время, проблемы могут только удвоиться. Так что в такой ситуации я скорее всего смогу абстрагироваться от личных проблем и полностью сосредоточиться на работе. К тому же, сама атмосфера в школе даёт мне быстро забыть о плохом настроении.
— А как вы думаете, какие качества мешают стать хорошим учителем?

— Зависит от того, кого именно мы считаем хорошим учителем. В моем понимании учитель — это человек, который может заинтересовать материалом и вдохновить на дальнейшее самостоятельное изучение языка. В таком случае, отрицательными качествами будут: нежелание развиваться как специалист, отношение к языку как исключительно к строгому набору правил и неприятие никаких альтернативных вариантов языка и мнений.

— Говорят, что в каждой профессии есть своя романтика. Какая романтика в вашей работе, как вы думаете?

— В работе учителя есть некая благородная цель — передача знаний, как предметных, так и жизненных, другим поколениям, что служит основой взаимодействия между людьми с самой древности. Но кое-что всё-таки есть. Учить детей в комфортной обстановке и видеть их довольные лица — наверное, это и есть романтика профессии.

— То есть это больше о чем-то более практичном? В этом нет загадки, в этом есть прямая необходимость, верно?

— Изучение языков в любом случае это о чём-то практичном, так как с помощью языка происходит взаимодействие, обмен информацией и знаниями. Даже если это сопряжено с загадками, вроде изучения древних языков, это изучение с целью получения знаний и дальнейшего их применения.

— Ирина, большое вам спасибо за интересный разговор и за то, что поделились вашим видением.

— Вам тоже.
В частных школах можно выстраивать индивидуальный план и применять новые интересные методики. Часто царит более творческая атмосфера и имеется поле для самореализации.
над материалами работала Алена Герцева
Читайте больше в нашем блоге, находите полезные статьи и интересные интервью с преподавателями, выпускниками и родителями учеников частной школы «Сократ».